План – конспект урока математики в 6 классе по теме
«Умножение и деление положительных и отрицательных чисел».
Цели урока:
1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел»; закрепить умение применять изученные правила в процессе выполнения упражнений;
2. Формировать навыки самостоятельной работы; развивать логическое мышление, вычислительные навыки; расширять кругозор;
3.Воспитывать познавательный интерес к предмету; культуру труда, математической речи; активность; культуру общения.
Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации знаний.
Ход урока.
- Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
- На доске три смайлика, показывающие настроение: радость, удивление, грусть)
- Какое настроение выражает каждая рожица? Какое настроение выберем?
- Итак, урок мы начинаем с хорошим, радостным настроением и не забудем про интерес и удивление.
- Сегодня мы с вами продолжим заниматься умножением и делением положительных и отрицательных чисел.
- Выполнение упражнений.
- Предлагаю вам отправиться в путешествие, маршрут которого показан на карте.
Сначала вы должны приобрести билеты:
Билет 1.
Проверьте информацию в ваших билетах, сверьте ответы.
Зашифрованы фамилии двух математиков, которые внесли большой вклад в изучение отрицательных чисел.
О существовании отрицательных чисел знали ещё во 2 веке до н.э.в Древнем Китае. Китайцы называли отрицательные числа «фу» и обозначали их чёрным цветом, тогда как положительные числа изображались красным цветом. Но правил действий с отрицательными числами древние китайцы не знали.
В 3 в. греческий математик Диофант умел умножать отрицательные числа, но относился к ним с большой осторожностью. Диофант еще не признавал самостоятельного существования отрицательных чисел; для него они были числами, «отнимаемыми» от какого-либо другого числа. Поэтому, если, например, при решении уравнения получался отрицательный корень, Диофант его просто отбрасывал как «недопустимый».
А индийский математик Брамагупта, живший в 7 в., применял правила сложения, умножения и деления положительных и отрицательных чисел. Положительные числа он представлял как «имущество», а отрицательные – как «долг». Сумма двух имуществ – имущество; сумма двух долгов – долг. Произведение двух имуществ или двух долгов есть имущество.
Произведение имущества и долга есть долг.
Те же правила верны и при делении.
В Европе признание отрицательных чисел наступило на тысячу лет позже, да и то долгое время отрицательные числа называли «ложными», «мнимыми» и даже «абсурдными». Даже знаменитый математик Блез Паскаль утверждал, что 0 − 4 = 0, так как ничто не может быть меньше, чем ничто.
А в XVII веке математик Рене Декарт ввёл числовую прямую и предложил откладывать отрицательные числа слева от нуля.
С этого времени отрицательные числа стали повсеместно использовать и признавать.
Мнемоническое правило умножения и деления положительных и отрицательных чисел.
+ · + = + ; + : + = +
Друг моего друга – мой друг.
- · + = -; - : + = -
Враг моего друга – мой враг.
+ · - = -; + : - = -
Друг моего врага – мой враг.
- · - = +; - : - = +
Враг моего врага – мой друг.
- Продолжаем путешествие. Вот мы и добрались до СТАНЦИИ «ЗАДАЧА»
№1157 стр..198
- Мы приблизились к РЕКЕ ЗНАНИЙ и должны переправиться на ОСТРОВ ОШИБОК. Для этого определим знак:
- + · - · + · - · : + =
- + · (-)2 · + : - =
Переверните карточки и прочитайте фразу: «Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь…» (из «Поучения» Владимира Мономаха)
- Вот мы и на ОСТРОВЕ ОШИБОК:
Найдите и исправьте ошибку в записи:
- (-8 + 32) : (-6) - 7 = -3.
- -8 + 32 = 24; 2) 24 : (-6) = -4; 3) -4 -7 = -3.
- -8 · (-3 + 12) : 36 + 2 = 4
- -3 + 12 = 9; 2) -8 · 9 = -72; 3) 72 : 36 = 2; 4) 2 + 2 = 4.
- Переправились на другой берег РЕКИ ЗНАНИЙ и оказались в ЛАБИРИНТЕ УРАВНЕНИЙ:
Решите уравнения: № 1156 (а, б)
- Итоги урока. Рефлексия и оценивание учащихся.
- Наше путешествие подошло к концу, мы успешно преодолели все препятствия и достигли конечного пункта.
- Продолжите предложения:
- Я научился …
- Мне было интересно …
- Было трудно …
- Мне больше всего понравилось задание …
- Оцените свою работу и работу своего соседа на уроке.
- Домашнее задание: №1172(д – з), 1173(в, г), 1174(г – е), 1177(б)
|