Четверг, 19.09.2024, 22:54
Приветствую Вас Гость | RSS

Персональный сайт учителя математики Галкиной Ирины Петровны

Категории раздела
Внеклассная деятельность [2]
Разработки внеклассных мероприятий и презентации к ним
Методические разработки [15]
Разработки уроков и презентаций к урокам, методические разработки.
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование [5]
Рабочие программы и календарно-тематическое планирование по математике
Классное руководство [6]
Разработки классных часов и родительских собраний
Дела давно минувших дней [6]
Разработки уроков и внеклассных мероприятий из опыта моей работы преподавателем математики и физики в учреждениях начального профессионального образования
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Методическая копилка

Главная » Статьи » Методические разработки

Использование урока – КВН для межпредметных связей в процессе преподавания математики и физики

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Использование урока – КВН для межпредметных связей

 в процессе преподавания математики и физики».

План.

  1. Определение и значение межпредметных связей.
  2. Межпредметные связи по линии «математика – физика».
  3. Структура и характеристика основных этапов урока – КВН.
  4. Разработка урока – КВН «В стране математики и физики».

      

       Межпредметные связи стимулируют лучшее усвоение материала, способствуют развитию мышления, повышают интерес к предмету, влияют на повышение качества знаний, формируют умение использовать учебную литературу, анализировать, сопоставлять факты из различных областей знаний. Реализация межпредметных связей в учебно-воспитательном процессе способствует его эффективности, единству взаимосвязей различных систем знаний и умений.

       Следует отметить, что проблема межпредметных связей, интеграции знаний не новая проблема для педагогики, и ее решение всегда обосновывалось философскими взглядами на процессы дифференциации и интеграции научного знания на той или иной ступени общественного развития. Задачу использования межпредметных связей в учебном процессе в разные периоды выдвигали Я.А. Коменский, Д. Локк, И. Гербарт, А. Дистервег, К.Д. Ушинский.

       В современной педагогической литературе имеется более 30 определений категории "межпредметные связи", существуют различные подходы к их обоснованию и классификации. Разработкой данной проблемы занимались такие авторы, как Г.И. Беленький, И.Д. Зверев, Д.М. Кирюшкин, П.Г. Кулагин, Н.А. Лошкарева, В.Н. Максимова, Т.Ф. Федорец, В.Н. Федорова и другие, высказывающие свою точку зрения на дефинирование, функции, типы и виды межпредметных связей.

      Наиболее точное определение категории "межпредметные связи" дано Г.Ф. Федорцом: "Межпредметные связи есть педагогическая категория для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их органическом единстве".

       Межпредметная связь по линии «математика – физика» необходима для решения задач. Это не только умение делать математические расчеты, анализировать графики зависимости физических величин, но и развитие логического мышления обучающихся при анализе формул. Обучающиеся рассуждают, анализируют, делают вывод.

       На уроках физики большое внимание уделяется решению задач в общем виде, где обучающиеся должны, применяя несколько формул, вывести одну – конечную. Здесь не обойтись без математической подготовки, необходимы умения в решении уравнений и систем уравнений.

Мощный математический аппарат должен быть максимально использован в физике, а богатый физический материал должен служить одним из рычагов формирования математических представлений. Эйнштейн писал: «Чтобы сделать количественные выводы мы должны использовать математический язык… и если мы хотим сделать выводы, которые можно сравнить с результатами экспериментов, нам необходима математика как орудие исследования».

       Одним из способов реализации межпредметных связей на уроках физики и математики является  проведение повторительно – обобщающих уроков в форме КВН. В процессе подготовки и проведения КВН решается целый комплекс учебных и воспитательных задач. Обучающиеся учатся творчески мыслить, добывать знания, быстро ориентироваться в окружающей обстановке, находить правильный ответ и облекать его в остроумную форму.

     Успех команды зависит от слаженности в работе не только членов команды, но и её болельщиков, составляющих вместе с командой единый коллектив. Проведение КВН является итогом большой творческой работы этого коллектива. Поэтому важно развивать у участников встречи чувство ответственности за порученное им дело, умение вовремя прийти на помощь товарищу. КВН – это игра, соревнование и весёлое представление, но каждое из предлагаемых по сценарию заданий носит определённую познавательную нагрузку.

     Высшим органом КВН является жюри (коллегия справедливости). В жюри приглашаются учителя и обучающиеся старших курсов. Членов жюри следует заранее ознакомить со сценарием, чтобы избежать поверхностной оценки работы обучающихся при подведении результатов отдельных конкурсов.

     Важная роль отводится ведущим КВН. Они должны отлично знать сценарий и особенности конкурсов.

Основой КВН является сценарий, общая схема которого такова:

  1. Разминка команд.
  2. Приветствие команд.
  3. Кратковременные конкурсы.
  4. Конкурс, требующий предварительной подготовки.
  5. Домашнее задание.
  6. Конкурс болельщиков.
  7. Конкурс капитанов.

 

Разминка команд – это начало соревнования, проба сил. Можно выделить два типа разминки:

1) вопросы подготовлены авторами сценария;
2) вопросы готовят сами участники, по очереди задавая их друг другу.

Оба вида разминки равноправны. Важно, чтобы вопросы были короткими, парадоксальными и понятными всем присутствующим. Среди вопросов могут быть и экспериментальные задания.

 

Приветствие сочиняют и готовят сами команды. Приветствие – это визитная карточка команды. В нём должно прозвучать отношение к теме КВН, обращение к команде противника, к жюри и к болельщикам.

Кратковременные конкурсы требуют ограниченного числа участников, в отличие от разминки и приветствия – соревнования всей команды. Такие конкурсы должны быть разнообразными как по содержанию, так и по форме проведения. Примеры таких конкурсов:

  • Конкурс портретов (команде показывают портрет ученого – физика или математика. Требуется назвать его фамилию и область деятельности).
  • Конкурс эрудитов (член одной команды называет фамилию учёного – физика или математика, а другая команда называет ученого, фамилия которого начинается на последнюю букву фамилии первого ученого).
  • Конкурс приборов (командам выдаются два прибора. Требуется рассказать о применении этих приборов).
  • Конкурс историков (рассказать интересную историю из жизни ученого – физика или математика).
  • Конкурс всезнаек (привести примеры использования законов физики в других науках, быту, технике и т.д.).

 

Конкурс, требующий предварительной подготовки, проверяет не только знание математики и физики, но и творческие способности соревнующихся.

   Например:

  • Конкурс рекламы (двум членам команды дано задание – изобразить сущность явления, закона, теоремы, понятия, не используя физические и математические термины и символы).
  • Конкурс поэтов и писателей (командам предлагается набор слов, из которых надо составить стихотворение или рассказ с физико – математическим содержанием).

 

Домашнее задание  является самым сложным заданием КВН. Оно должно быть достаточно широким, чтобы не сковывать инициативу команд, и достаточно точным, чтобы в его решении не затерялась тема.

Возможные темы домашних заданий:

  • Математика и физика  в художественной литературе.
  • Математика и физика округ нас.
  • Выпуск физико – математической газеты и представление её зрителям.

 

Конкурс болельщиков – наиболее оживлённый и весёлый. Он должен быть простым, очень быстрым и действенным. Например:

  • Перечислить физические законы или сформулировать теоремы.
  • Назвать стихи и песни о математике и физике.
  • Назвать авторов учебников по математике и физике.
  • Загадки с физико – математическим содержанием.

Конкурс капитанов – финальный конкурс КВН. В этом конкурсе всё зависит от личности капитана. Бывает так, что не формальные знания, а находчивость и остроумие капитана приносят команде желанные очки. Так как капитаны соревнуются один на один, то задание должно строиться с учётом их индивидуальных склонностей и возможностей.

      По окончании конкурса капитанов, жюри подводит общий итог встречи. Победители обязательно награждаются.

 

     Предлагаю разработку урока – КВН, который проводится для обучающихся 9 класса. В конкурсы включены вопросы и задания не только физико – математического, но и практического содержания.

 

Урок – КВН  «В стране математики и физики»

Цели: 

Обучающая - обобщить и систематизировать знания учащихся по математике и физике, применяемые в повседневной жизни.

Развивающая -  развивать умение контролировать, регулировать и оценивать свои знания и действия, умение работать в малой группе, а также преодолевать трудности в достижении намеченной цели.

Воспитательная - продолжить работу по воспитанию интереса к изучению математики и физики, а также дисциплинированности и организованности.

 

Ход игры

Ведущий: Здравствуйте дорогие гости и участники игры! Приветствуем вас на нашем физико-математическом КВНе.

     Для кого же мы сегодня начинаем КВН – конечно, для вас! Чтобы вы немного отвлеклись и повеселились, лучше узнали таланты и способности друг друга (а их у вас очень много!), подумали над вопросами и ответами, проявили солидарность с командами, повысили свой интеллект, в общем, провели время с пользой.

     А для чего мы начинаем КВН? Для того чтобы никто из вас не задавал такой знакомый всем преподавателям вопрос: “А зачем мне математика? А зачем мне физика? Мне они в жизни не пригодятся!” А ведь слово математика пришло к нам из древнего языка, где “мантейн” означает учиться и приобретать знания; “фюзис” - в переводе “природа”. И если есть упражнения для развития тела, то математика и физика призваны развивать логическое мышление, внимание, мозг, не говоря уже о приобретённых знаниях. Недаром их называют “гимнастикой для ума”.

    Я надеюсь, что вы сегодня убедитесь, что математика и физика - это не “сухие” науки и что заниматься ими также увлекательно, как и играть в КВН.

    В нашей игре принимают участие 2 команды: (озвучиваются названия команд). У каждой из присутствующих команд есть свои болельщики, которым в процессе игры не раз нужно будет помогать своей команде, и зарабатывать дополнительные баллы в копилку своей команды.

     Наш КВН сегодня судят: (идёт представление членов)

Проводится жеребьевка команд.

Ведущий: Чтоб всё в КВНе прошло без заминки, его мы начнём – ну, конечно, с разминки! Команды отвечают по очереди, сначала вопросы задаются 1 команде, затем на свои вопросы отвечает 2 команда. По количеству правильных ответов определяются заработанные командами баллы.

Конкурс «Разминка команд».

Вопросы 1 команде:

1. Замершая вода. (Лед)

2. Сахар в кусочках. (Рафинад)

3. Две двойки. (Четверка)

4. Какое число можно найти в каждом автомобильном бензобаке? (Октановое число)

5. Над каким предприятием можно увидеть вывеску с надписью “СТО”? (Над станцией технического обслуживания)

6. Цифры на дверях квартир. (Нумерация)

7. Кто в году 4 раза переодевается. (Земля)

8. В чём теплее: в трёх рубашках или в рубашке тройной толщины. (В трёх рубашках)

9. О чём говорится в поговорке – загадке: “Чего с земли не поднимешь”. (Тень) 

10. Вокруг носа вьётся, а в руки не даётся. (Запах)

 

Вопросы 2 команде:

1. Два стальных коня по воде несут меня. (Коньки)
2. Сказочная шапка. (Невидимка)
3. Накидка для лампочки. (Абажур)
4. Три тройки. (Девятка)
5. Эмблемой какого автомобиля являются четыре кольца? (“Ауди”)
6. Многогранник из Египта – это… (Пирамида)
7. О каком явлении говорит пословица: “Как аукнется, так и откликнется”. (Эхо)
8. Без рук, без ног по полю рыщет, поёт да свищет, деревья ломает, к земле траву прижимает. (Ветер) 
9. Какое колесо автомобиля не вращается при спуске с горы. (Запасное)
10.Почему говорят: “Ветер снег съедает”? Что это за явление? (Испарение)
 

Конкурс «Приветствие команд».

Команды приветствуют друг друга, болельщиков, членов жюри. Представляются капитаны команд.

Конкурс «Вопрос – ответ».

Команды отвечают по очереди на вопросы ведущего:

  1. Если рассматривать в микроскоп каплю сильно разбавленного молока, то можно видеть, что плавающие в жидкости мелкие капли масла непрерывно движутся. Объясните это явление.

Ответ:  Броуновское движение.

  1.  Почему горящий бензин нельзя тушить водой?
  2. :  Вода тяжелее бензина, она опустится вниз и не закроет доступ воздуха к бензину.

 

  1. Прибор для измерения углов. 
  2.  Транспортир.

 

  1.  Математическое предложение, требующее доказательств.

Ответ: Теорема.

 

  1. Чему равно число π?

Ответ: 3,14.

  1. Отношение синуса к косинусу равно?
  2. Тангенс.
  3. Треугольник, у которого все стороны равны. 
  4. Равносторонний.
  5. Почему грязный снег в солнечную погоду тает быстрее, чем чистый?
  6. Чистый снег отражает солнечную энергию, грязный - поглощает, поэтому нагревается и тает.
  7. Какое явление мешает остановиться машине мгновенно?

Ответ:  Инерция. 

  1. Самая простая смазка, всегда имеющаяся под рукой.

Ответ: Вода.

 

Конкурс писателей, требующий предварительной подготовки.

      Два человека из каждой команды получают набор слов, из которых надо составить рассказ с физико – математическим содержанием, учитывая особенности получаемой профессии. Для выполнения задания заранее приготовлены бумага и ручки.

Набор слов: время, треугольник, масса, автомобиль, солнце, лошадиная сила, любовь, ускорение, сердце, угол, двигатель, инерция, скорость, число.

Пока представители команд готовятся, проводится конкурс болельщиков.

 

Конкурс болельщиков.

1. Геометрическое тело, на которое похожа земля. (Шар)
2. Учённый, установивший закон всемирного тяготения. (Ньютон) 
3. Сторона, лежащая против прямого угла. (Гипотенуза) 
4. Отрезок, соединяющий центр окружности с любой её точкой. (Радиус) 
5. Почему моторы гоночных автомобилей не имеют глушителей? (глушители «съедают» часть мощности, и поэтому от них отказались).
6. Какая физическая величина измеряется в ваттах? (Мощность)
7. То, что невозможно выразить физической величиной и что, по утверждению Достоевского, спасёт мир. (Красота)  
8. Четырёхугольник, у которого все стороны равны. (Ромб) 
9. Ускорение свободного падения. (9,8 м/с2
10. Процесс перехода вещества из твёрдого состояния в жидкое. (Плавление) 
11. Треугольная пирамида (тетраэдр)
12.  Функция, графиком которой является парабола (квадратичная)
13. Может ли дождь идти 2 дня подряд. (Нет – ночь их разделяет)

 

Домашнее задание – конкурс физико – математических газет.

      Команды заранее готовят газеты и представляют их зрителям.

 

Конкурс капитанов.

1.     В мешке 24 кг гвоздей. Как, имея только весы без стрелки, отмерить 9 кг гвоздей?
(Разбиваем сначала гвозди пополам – на две группы по 12 кг, после чего одну из этих групп делим пополам, а затем еще раз пополам. Полученные 3 кг гвоздей откладываем и получаем 9 кг в остатке)

 

2.     Меняя пробитое колесо своей машины, незадачливый водитель уронил все четыре гайки его крепления в решетку канализационного стока, откуда достать их было невозможно.  Он уже решил, что застрял здесь надолго, но проходивший мимо человек подсказал ему очень дельную мысль, которая позволила ему поехать дальше. В чем состояла эта идея?

(Предложил отвернуть по одной гайке с каждого из трех колес и закрепить ими четвертое колесо. Сделав это, можно  доехать до ближайшего гаража на прочно закрепленных колесах).

 

  1. Из какой посуды ничего нельзя съесть? (из пустой)

 

 

Заключительный этап КВН – подведение итогов, награждение победителей.

      Ведущий: В заключении хочу сказать:

«О, физика, наука из наук!

Все впереди! Как мало за плечами!

Пусть химия нам будет вместо рук,

Пусть будет математика очами.

Не разлучайте этих трех сестер

Познание всего в подлунном мире,

Тогда лишь будет ум и глаз остер

И знанья человеческие шире».

(М. Алигер)

 

Литература

  1. Ю.И.Дик, И.К.Турышев, Ю.И. Лукьянов и др. Межпредметные связи курса физики в средней школе – М.: Просвещение, 1987.- 199 с.
  2. В.Н.Максимова. Межпредметные связи в процессе обучения,- М.: Просвещение, 1988.-191с.
  3. И.Я. Ланина. Не уроком единым: Развитие интереса к физике. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
  4. Л.А. Горлова. Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия по физике: 7 – 11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 115 с.
  5. Т. Д. Гаврилова. Занимательная математика. 5 – 11 классы. – Волгоград: Учитель, 2008. – 95 с.
  6. М. Е.Козина, О. М. Фадеева. Математика. 5 – 11 классы: нетрадиционные формы организации тематического контроля на уроках. – Волгоград: Учитель, 2008. – 136 с.
  7. Сайты интернет - ресурса по физике и математике.
Категория: Методические разработки | Добавил: galkina-irina-73 (03.01.2017)
Просмотров: 288 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск