Методическая разработка классного часа «Азбука общения».
(целевая аудитория – 5 класс)
Психологи утверждают, что главной и определяющей деятельностью для младших подростков является общение. А игра или совместная работа предоставляют наилучшие возможности для общения. В данной разработке предлагаю сценарий игры, в ходе которой возникают различные ситуации для общения.
Цели: формирование коммуникативных навыков, навыков позитивного общения, умения понимать себя и других, положительной нравственной оценки таких качеств, как доброжелательность, тактичность, толерантность; воспитание отзывчивости, доброты, чуткости и уважения друг к другу.
Форма: групповая игра.
План классного часа.
- Интерактивная беседа на тему «Золотые правила общения».
- Игра «Океан общения»
- Остров «Сходство и различие».
- Остров «Плюс – минус».
- Остров «Эхо».
- Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа.
- Интерактивная беседа на тему «Золотые правила общения».
Классный руководитель. Наш классный час будет посвящён общению.
– А что такое «общение»? (слайд 1)
Общение - взаимные сношения, деловая или дружеская связь.
Толковый словарь Ожегова.
Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности…
Большая психологическая энциклопедия.
– Перед вами пословицы и поговорки. Какой смысл они несут?
(Слайд 2) Идёт зачитывание и обсуждение пословиц и поговорок.
Русские пословицы и поговорки
- Лошадь узнают в езде, человека в общении.
- Со старым человеком общайся, как с отцом.
ü Слово не стрела, а в сердце язвит.
ü Язык хлебом кормит и дело портит.
ü Молчание – золото.
Аварская пословица
ü Сближайся с умными, а глупых сторонись.
Индийская мудрость
ü Заживает рана, нанесенная стрелой, вновь поднимается лес, вырубленный топором, но не заживает рана, нанесенная злым словом
Чувашская пословица
ü За плохим человеком пойдешь, ничего хорошего не найдешь.
Якутская пословица
ü На дружеское слово дружески и отвечать надо.
Классный руководитель.
– Может ли человек прожить, не общаясь с другими людьми?
Заслушиваются ответы детей.
– Человеку необходимо общение с другими людьми. С древнейших времён самым суровым наказанием за какое- либо преступление была изоляция человека от общества. Этого человека прогоняли от людей. Он был обречен. Ведь без общения человек начинает разговаривать с самим собой и просто сходит с ума. Значит, человек может обойтись без многого, но не без общения! Но общаться можно по-разному.
– Сейчас я вам прочитаю небольшое стихотворение, а вы подумайте, может оно подходит и для кого- то из вас.
Простого слова «извините» не одолел его язык.
Ему бывает часто лень сказать при встрече: «Добрый день!»
Казалось бы, простое слово, а он стесняется, молчит,
И в лучшем случае «Здорово» он вместо
Слова «Здравствуйте» бурчит.
А вместо слова «До свиданья» не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье: «Ну, я пошел… Пока! Всего!»
«Спасибо», «Здравствуйте», «Простите»,
Произносить он не привык.
Простого слова «Извините» не одолел его язык.
Не скажет он друзьям по школе:
Алеша, Витя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовет он только
Алешка, Витька, Ванька, Толька.
– Что можно сказать о герое этого произведения?
– Какие выводы можно сделать?
Классный руководитель. Каждый из нас связан со многими другими людьми, от которых зависят наше здоровье, успехи в работе или учёбе и даже сама жизнь. Поэтому человеку обязательно нужно научиться общению.
Мы живём в стране с тысячелетними христианскими традициями. И наши предки с древнейших времён общались по двум главнейшим правилам:
- «Возлюби ближнего своего как самого себя».
- «Всегда поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой».
- Игра «Океан общения».
Классный руководитель. Легко ли выполнить эти правила? И всегда ли мы им следуем? Давайте попробуем выяснить это с помощью игры. Предлагаю вам отправиться в путешествие по «Океану Общения». Для этого разделимся на группы – экипажи. (Дети вытаскивают из коробки цветные полоски четырёх цветов: красную, жёлтую, зелёную и синюю. В соответствии с вытащенными полосками одного цвета образуются 4 экипажа).
Классный руководитель. Перед вами на столах лежат листы, запишите, пожалуйста, объединяющие вас признаки.
Дети зачитывают свои записи. По ходу ответов, выясняется, у кого наибольшее количество объединяющих признаков.
Чем больше общего нашли между собой члены экипажа, тем более слаженной и успешной будет их работа.
- руководитель. Продолжаем наше плавание. Впереди у нас остров «Плюс – Минус».
Перед вами качества, присущие человеку (слайд 3): сильный, смелый, честный, весёлый, умный, серьёзный, ответственный, хвастливый, исполнительный, легкомысленный, искренний, активный, грустный, пассивный, добрый, жадный, отзывчивый, деликатный, злой, тактичный, аккуратный, агрессивный, артистичный, азартный, безотказный, безразличный, беззаботный, безответственный, бережливый, боязливый, вежливый, властный, вредный, воспитанный, грубый, гостеприимный, дисциплинированный, жизнерадостный, заботливый, застенчивый, избалованный, инициативный, капризный, культурный, лицемерный, любознательный, мечтательный, миролюбивый, мстительный, находчивый, невежа, недоверчивый, общительный, остроумный, осторожный, понимающий, придирчивый, творческий, целеустремлённый. Ваша задача – найти у каждого члена экипажа его главное качество, а может быть добавить своё, и заполнить таблицу:
Фамилия, имя
|
Качество личности
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обсуждение проводится всеми членами экипажа. Затем листы передаются по кругу, другим экипажам. Каждый экипаж дописывает ещё по одному положительному качеству. В итоге лист возвращается к своему экипажу, и каждый видит напротив своей фамилии положительные качества, найденные одноклассниками.
Классный руководитель. Посмотрите в свои листы, оказывается, в нашем классе учатся замечательные люди!
Следующий этап нашего путешествия – загадочный остров «Эхо».
Все вы знаете пословицу «Как аукнется, так и откликнется». А какая связь между этой пословицей и таинственным островом, вам и предстоит выяснить. Каждый экипаж получает задание в виде обрывка фразы, которую необходимо продолжить после минутного обсуждения.
1 экипаж «Пришёл на остановку, хотел присесть на скамейку, а вокруг разбросаны пустые пакеты из-под чипсов и полно шелухи от семечек. И вдруг я вспомнил…»
2 экипаж «Не выучил теорему и получил двойку. Все надо мной смеялись. И вдруг я вспомнил…»
3 экипаж «Второй день подряд мне самому пришлось дежурить в классе, потому что мой напарник сбежал. И вдруг я вспомнил…»
4 экипаж «На перемене кто-то спрятал мой портфель, я долго его искал, опоздал на урок и получил замечание в дневник. И вдруг я вспомнил…»
Классный руководитель. Вы успешно справились с заданием. А теперь ответьте на вопрос: почему этот остров называется «Эхо»?
Классный руководитель. Я думаю, что наше путешествие помогло нам стать ещё более сплоченными и показало, что мы – настоящий дружный экипаж. В финале путешествия давайте сыграем в игру «Дадим отпор». Все становятся в круг и на слова ведущего дружно отвечают «Дадим отпор…» или «Поддержим!». Начинает классный руководитель, например, «На нас напала скука!» Дети отвечают. Ведущий указывает на кого-то из участников и тот предлагает свой вариант.
- Подведение итогов (рефлексия).
Классный руководитель. Ребята, понравилось ли вам наше путешествие? Что вам запомнилось больше всего? Что нового вы узнали сегодня? Какие выводы для себя сделали?
Классный руководитель. В заключение приведу вам слова известного философа Л. Фейербаха: «Общение облагораживает и возвышает, в обществе человек невольно, безо всякого притворства держит себя иначе, чем в одиночестве». Учитесь общаться!
|