Интегрированный урок теме «Газовые законы»
(Физика — устройство и эксплуатация автомобилей, 1 курс)
Цели урока.
1. Ввести понятие изопроцесса, установить зависимость между двумя термодинамическими параметрами при неизменном третьем, изучить газовые законы, рассмотреть практические применения некоторых свойств газов.
2. Воспитание нравственно – поведенческих качеств личности учащихся, интернациональное воспитание: обратить внимание учащихся, что физика
развивается благодаря работам учёных разных стран и исторических времён.
3. Развитие умений учебно – познавательной деятельности, интереса к физике.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование и материалы к уроку: сильфонная установка, плакат, задания для
выполнения самостоятельной работы, листы ответов.
Форма урока: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: словесные, наглядные.
Ход урока.
-
Организационный момент. (Преподаватель физики)
-
Подготовка к восприятию нового материала.
Мотивационный этап. ( Преподаватель физики)
На прошлом уроке, используя те знания, что у вас уже есть, мы достаточно легко получили уравнение состояния идеального газа. А сегодня с помощью этого уравнения выведем три газовых закона. Но в истории физики эти открытия были сделаны в обратном порядке: сначала экспериментально были получены газовые законы, и только потом они были обобщены в уравнение состояния. Этот путь занял почти 200 лет.
Сегодня на уроке мы попробуем повторить путь известных учёных и получить формулировки газовых законов.
Актуализация опорных знаний. (Преподаватель физики)
Фронтальный опрос:
-
Что понимают под состоянием теплового равновесия?
-
Что характеризует температура?
-
Какие термодинамические параметры характеризуют состояние газа?
-
Уравнение состояния идеального газа.
-
Изучение нового материала. (Преподаватель физики)
=
Количественные зависимости между двумя параметрами газа при фиксированном значении третьего параметра называются газовыми законами.
Процессы изменения состояния термодинамической системы при неизменном значении одного из параметров называются изопроцессами.
( определение изопроцесса записать в тетрадь).
(работа с плакатом)
1) Определение.
2) Вывод закона.
3) Историческая справка: закон установлен экспериментально до создания молекулярно-кинетической теории газов английским физиком Робертом Бойлем в 1662 году и французским физиком Эдмоном Мариоттом в 1676 году.
4) График.
5) Проверка закона Бойля – Мариотта опытным путём.
6) Изотермический процесс в организме человека. Рассмотрим процесс вдоха и выдоха: при вдохе за счет работы межреберных мышц объем грудной клетки увеличивается, поэтому воздух поступает из атмосферы в легкие, затем вследствие расслабления мышц объем грудной клетки уменьшается - происходит выдох. Можно сказать, что в нашем организме происходит изотермический процесс.
(работа с плакатом)
-
Определение.
-
Вывод закона.
-
Историческая справка: открыт экспериментально в 1802 г. французским учёным Жозефом – Луи Гей – Люссаком.
-
График.
(работа с плакатом)
- Определение.
- График.
- Историческая справка: В 1787 году французский ученый Жак Шарль измерял давление различных газов при нагревании при постоянном объёме и установил линейную зависимость давления от температуры, но не опубликовал исследование. Через 15 лет к таким же результатам пришёл и Гей – Люссак и, будучи на редкость благородным, настоял, чтобы закон назывался в честь Шарля.
- Вывод закона.
-
Газ – сжатое упругое тело.
-
Управление давлением газа.
-
Большая сжимаемость газов.
-
Зависимость давления и объёма газа от температуры.
Все перечисленные свойства газов используются в технике. Газы в технике применяются главным образом в качестве топлива, сырья для химической промышленности, химических агентов при сварке, газовой химико – термической обработке металлов, в качестве рабочего тела для выполнения механической работы, физической среды для газового разряда и т.д.
Использование свойств газов в профессии (преподаватель спецдисциплин)
-
Контроль усвоения изученного материала.
Выполнение самостоятельной работы по вариантам (приложение 1). Взаимопроверка и оценка результатов самостоятельной работы.
-
Итоги урока.
Раздаются карточки, в которых учащимся предлагается оценить, насколько успешным был проведённый урок, выбрав одно из утверждений:
Мне все понравилось____________
Мне ничего не понравилось______
Мне ничего не понятно__________
Мне было интересно____________
Мне было скучно_______________
Мне было легко________________
Мне было трудно_______________
Я узнал много нового____________
Я не узнал ничего нового_________
-
Домашнее задание: конспект, §71.
Приложение 1.
Самостоятельная работа.
Вариант 1.
-
Какой параметр Х идеального газа содержится в формуле р = XkT?
А) объём Б) концентрация молекул В) средняя квадратичная скорость.
-
Укажите единицу измерения молярной массы вещества.
А) 1 кг Б) 1 моль В) 1 кг / моль.
-
Как называется процесс изменения газа при постоянном давлении?
А) изотермический Б) изохорный В) изобарный.
-
При какой температуре по шкале Кельвина кипит вода?
-
Какие изменения происходят с параметрами состояния идеального газа при переходе из состояния 1 в состояние 2?
-
Какой из изопроцессов, представленных на графике протекает при большем значении постоянного параметра?
Вариант 2.
-
Какой параметр Х идеального газа содержится в формуле Ē = kX?
А) давление газа Б) абсолютная температура В) объём газа.
-
Укажите единицу измерения количества вещества.
А) 1 кг Б) 1 моль В) 1 литр.
-
Как называется процесс изменения газа при постоянном объёме?
А) изотермический Б) изохорный В) изобарный.
-
При какой температуре по шкале Кельвина замерзает вода?
-
Какие изменения происходят с параметрами состояния идеального газа при переходе из состояния 1 в состояние 2?
-
Какой из изопроцессов, представленных на графике протекает при большем значении постоянного параметра?
|